Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить

       История земли сосновской уходит в далекое прошлое. Русские поселились здесь в середине 17 века, после религиозного раскола на Руси. Бежавшие в камские леса от преследования преверженцев старой веры, селились сначала отдельными семьями, а затем большими починками. Сюда же шли замоскворецкие стрельцы и переселенцы из соседних краев в поисках лучшей доли. Так возникли первые поселения: Заболотово, Левино, Баклуши, Соснова. Это новое поселение стало быстро разрастаться, и его стали называть Большая Соснова.

        В 1924 году был образован Большесосновский район, село Большая Соснова стало районным центром.

       В районе есть множество мест, сохранивших, что называется, дыхание веков... Они вызывают восторг и восхищение, благодаря художественному совершенству в них соединились искусство и техника, природа и культура. Тем временем, многочисленные культурные и природные памятники, необычные здания и архитектурные сооружения находятся совсем рядом. Это хороший повод гордиться своей малой Родиной.

        Село Большая Соснова было основано приблизительно, в начале 16 века. По одной из версий, Соснова получила свое название по имени речки Сосновки. Другие полагают, что село назвали по сосновому бору, когда-то шумевшему на левом берегу Сосновки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная улица села Большая Соснова, 1929г. Фото Баранова В.

        В 18 веке, через село прошел Сибирский тракт, и село стало пересыльным пунктом. Через здешнюю тюрьму прошли декабристы, петрашевцы, проехали писатель Николай Гаврилович Чернышевский, Александр Николаевич Радищев и др. По Сибирскому тракту проезжали и «высочайшие особы»: Александр I, и Александр II. В честь проезда императора Александра I в центре села поставлена часовня-памятник. Кирпичная часовня построена в первой половине 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        В 1810 году в Большой Соснове начали строить храм. Он был заложен массивный, строительство шло медленно. Чтобы ускорить строительство, прихожане облагали себя натуральной повинностью. Дата постройки храма – 1834 год. Первоначально при храме были два престола – Святого Василия Великого и равноапостольных Константина и Елены, престолы освящены в 1834-м и 1843-м годах. И только в 1883 году достроен третий предел – Владимирской иконы Божьей Матери. Ее имя церковь носит до сих пор.

       В 1930-х годах храм был закрыт, а в его стенах разместился дом культуры. Церковь была возвращена верующим в 1990-х годах и освящена как Владимирская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        К 1900 году школьное здание уже не могло вмещать всех желающих учиться. Здание было деревянное, ветхое, стены были сшиты штангами, потолок подпирали столбы. Приходилось подумать или о расширении здании, или о постройке нового.

       15 мая 1901 года было заложено основание новому школьному зданию. К 1 сентября 1905 года школа перешла в новое здание. Окончательно все работы (штукатурка, окраска полов, побелка стен) закончилась только в 1910 году.

        До 1997 года в здании находилась начальная школа. Затем долгое время здание пустовало. Осенью в 2004 году в него заехала Центральная библиотека, а нижний этаж был отдан Детской музыкальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Спустя несколько лет после постройки нового школьного здания Оханским уездным земством решено строить в Большой Соснове дополнительное здание для начальной школы. Строительство шло в 1907-1908 годы, заниматься в новом здании младшие классы начали в 1909 году. В 1937 году надстроен деревянный второй этаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       На главной улице села Ленина расположены старинные здания, принадлежащие в 19-ом начале 20-го века зажиточным купцам.

      Особняк и магазин купца Лобашова, построенные в начале 20 века. Принадлежали Владимиру Лобашову и его сыновьям «Торговый дом Владимира Лобашова с сыновьями».

       В 1930 году двухэтажное здание особняка было выкуплено у потомков купца Лобашова Большесосновским кредитным товариществом. В начале 40-х годов в с. Большая Соснова было образовано отделение госбанка, которое стало занимать здание, принадлежащее кредитному товариществу.

      В настоящее время в особняке находится отделение федерального казначейства по Б-Сосновскому району. В помещении магазина, в разные годы размещались: гастроном Большесосновского райпо, торговые точки, магазин Шабашка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Особняк купца Лимонова, начало постройки 20 века. Принадлежал «А. Лимонову и его наследники». Одноэтажный, кирпичный особняк. Долгое время в доме располагалась аптека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Особняк и магазин купцов Лисиных, построенные в конец 19 – начале 20 века. Федор Лисин с сыном Иваном, вместе с колчаковскими войсками бежали в Сибирь, на дальний Восток. На родину не вернулись, умерли от сыпного тифа.

        В купеческом особняке Лисиных в 1919г., находился штаб 30-й стрелковой дивизии, которой командовал прославленный полководец Василий Константинович Блюхер, о чем напоминала мемориальная доска на фасаде дома. Позднее в этом помещении многие годы был районный комитет партии. Более трех десятилетий размещалась районная библиотека. На данный момент этого здания нет, оно было снесено в середине 90-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Редкий проезжий, кто впервые проходил по улице Ленина в Большой Соснове, не останавливался у этого, одного из первых отечественных тракторов Сталинградского и Харьковского заводов, проработавших на полях страны почти три десятилетия. Установлен памятник «Слава труду!» был 2 сентября 1974 года.

       Особенно подолгу задерживались у трактора на постаменте ветераны, кому пришлось проложить на «стальном коне» первую борозду и те, кто в свои 14-15 лет управлял им в годы военного лихолетья, кормил армию и страну.

       В настоящее время памятник на постаменте находится около здания филиала Строговоского колледжа на улице Набережной.

        Бурдино – деревня на речке Буть. Известна с 1719г. как «починок на Нижней Бути». В нем тогда жил Федор Семенов сын Бурдин, выходец из Очерского острожка.

       Деревянная Соборо-Богородицкая церковь, была построена в 1907 году. Освящена в том же году 4 июня. Она была сооружена на средства прихожан и приписана к церкви с. Дуброво Оханского района. Первый раз церковь закрыли 10 января 1941 года. С 1943 года использовалась под зерносклад. Вновь Соборо-Богородицкая церковь была открыта 28 октября 1944 года. Окончательно закрыта 21 декабря 1960 года и отдана была под сельский клуб.

         Село Левино на реке Буть, притоке Сивы, основали беглые каторжники под предводительством Минея Левина.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        В 1901 году для прихожан открыла свои двери местная церковь – самое старое здание в селе. Несмотря на то, что строили ее из дерева, была очень красивая. Левинский хор певчих славился на всю округу. Содержалась при храме своя библиотека, работала церковно-приходская школа. Увы, со временем ее постигла участь, обычная для храмов в советской стране: вначале строители новой жизни своротили замечательные купола, потом устроили склад, МТС, клуб…

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       При сельском доме культуры создан и действует краеведческий музей, основанный в 1999 году. Это место, где сосредоточены материалы исторического, художественного и природоведческого характера. В музее есть коллекция мужской и женской одежды, лаптей, вышитых полотенец и скатертей. Предметы крестьянского быта.

       Лягушино – деревня, известна с 1786г. Лягуша в пермских говорах – прозвище долговязого, худого, длинноногого человека. Небольшая деревня Лягушино, всего 13 дворов, расположена в семи километрах от села Черновское. Здесь Ежегодно 9-го июля сотни людей собираются около деревянной часовни, где проводится священниками молебен в честь иконы Тихвинской Божьей Матери, а затем совершается торжественное шествие к маленькому роднику, вода которого названа святой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Легенда гласит, что около 100 лет назад между двумя родниками на склоне холма близ деревни Лягушино обнаружили икону Тихвинской Божьей Матери. Икону отнесли в церковь села Черновское. Через несколько дней икона вновь оказалась на том же месте, и вскоре здесь забил новый родник. Жители решили отметить это предзнаменование строительством часовни. На пожертвования прихожан в начале ХХ века была выстроена деревянная часовня, которая названа в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. Часовня сохранилась до наших дней, после небольшого ремонта является действующей и как в прежние времена возвышается над деревней.

        Название села упоминается с 1756 года. Выросло оно среди сплошной тайги. Название села Лып – произошло от названия реки, которая берет начало в Удмуртии. Очевидно «лып» – слово удмуртское, на русский язык не переводится.

       Взметнулись ввысь купола каменной церкви, которую стали называть Покровской, в честь праздника Покрова. Два парящих в небе купола, высокий, изящный, украшенный сложным рисунком, красивым орнаментом, и чуть ниже, приземленнее, проще рисунок и орнамент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Строительство большой каменной церкви началось в 1900 году. Строили на пожертвования людей. На главном куполе было 4 колокола, 2 больших и 2 поменьше. Один из колоколов был именной, заказала его богатая крестьянка из деревни Фильки на свои деньги. Возле церкви был погост, где хоронили священников. В 1934 году колокола сняли, от падения большого колокола разрушилась часть кровли и карниза. В 1960 году церковь была отдана колхозу под мастерские.

       Покровская церковь стоит в селе до сих пор. Даже пострадавшая в многочисленных житейских бурях, она продолжает восхищать людей своей красотой.

        Старинное и былинное село Петропавловск. Много легенд рассказывают об истории возникновения села. Более четырехсот лет назад, пришел в эти места беглый старик. Он достал где-то несколько зерен пшеницы, раскорчевал от пней и леса землю, посеял, а урожай раздал по окрестным местам, давая зерно каждому встречному. И прозвали старика Дурманом, т.е. дураком, и место это назвали Дурманы, а позднее Дурыманы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Еще позднее прислужники графа Шувалова, совершив какое-то преступление, бежали в эти края и здесь обосновались. На Сибирском тракте устроили ограбление царской казны. Царские чиновники грабителей сыскать не смогли. Чтобы очиститься от разбойничьих грехов и оправдаться перед Богом, в честь своих родителей Петра и Павла их сын Веденей построил в селе церковь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        В 2-х километрах от села находится трехрукавный источник называемый в народе – Ильинским. Жители Петропавловска передавая из уст в уста, сохранили историю возникновения ключика.

        Когда-то проходил по тем местам плохо видящий старец Илья и остановился переночевать у ключа, а, умывшись из него – прозрел. Он понял, что его коснулась Божья благодать. И старец остался жить у чудотворного источника. Построил часовню – молился и благодарил Господа.

        О чудотворной воде узнали в округе, к ключику потянулись желающие исцелиться, прежде чем подойти к нему, молились и более километра шли на коленях, оставались жить около ключа по нескольку недель.

 

        Село Полозово, со слов старожилов образовалось в 16 веке. Первый житель был беглым каторжанином. В 18 веке отряд Пугачева, двигавшийся в сторону Удмуртии, частично разорил Полозово, из-за нежелания мужиков присоединится к восставшим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В 1891-1898 годах в Полозово была сооружена кирпичная церковь Святого Князя Владимира. Архитектура церкви близка к образцовым проектам. Пятиглавый четверик со срезанными углами, с примыкающими к нему небольшой трапезной и колокольней. Колокольня была 70 метров в высоту, центральный купол – 50 метров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Церковь Святого Князя Владимира была закрыта в 1926 году. В последующие годы в церкви были и библиотека, и кинозал, и школьные мастерские, и склады. Сырость, смена температуры, небрежность привели к тому, что штукатурка стала осыпаться, разрушились оконные переплеты, двери. Но до сих пор с потрескавшихся, сырых стен глядят лики святых, написанные местными художниками в чистых, нежных тонах, со светло-голубого купола неба беззащитно и мудро смотрят шестикрылые серафимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Над вратами церкви – фреска – крещение русичей князем Владимиром и слова «Вниди в дом сей, и поклонися храму святому».

       В 1995 году церковь Святого Князя Владимира начали восстанавливать. В настоящее время по праздникам в храме проходят службы.

        Большесосновский район знаменит тем, что около села Тараканово находится источник Серафима Саровского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Предание гласит: раньше на этом родничке, что течет в Большесосновском районе, у деревни Тараканово не однажды являлась людям икона Божьей матери. Вода в нем почиталась целебной, и каждый случай исцеления широко окрест разносила молва.

       Отложилось в памяти название родника – в честь особо почитаемого в народе Преподобного чудотворца Серафима Саровского, отмечаемого православной церковью – 1 августа.

       Не случайно, поэтому в начале 19 века, по свидетельству стариков, именно здесь и обосновался небольшой женский монастырь – в деревянном здании со своей часовней, где и проходили моления. А молиться сюда, к святой воде, приходили из далека, и каждый при этом умывался живой родниковой водой, верой и надеждой.

       После 1917 года монастырь был разрушен, паломничества запрещены. Предпринимались, как утверждают старожилы, попытки засыпать святой источник, однако всякий раз родник вновь и вновь пробивался наружу к людям. А те, в свою очередь, тайком, украдкой отовсюду пробирались к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Каждый год 1 августа к источнику идут на поклон христиане, среди них немало людей больных, немощных, в инвалидных колясках. Ключик Серафима Саровского, стал местом паломничества не только верующих из Большой Сосновы, но и Перми, Частых, Нытвы, Уральского, Майского. Он становится известен на весь Пермский край.

        Тойкино – село на реке Потка, правом притоке речки Черная, впадающей в реку Сива. Поселение основано в 1715 году. Первоначально – «деревня Тойкино на пустоши на вотяцкой селидьбе». Селом стало в 1832 году. Название получило от удмуртского личного имени Туйка.

        В 1898 году в Тойкино была построена церковь Пресвятой Богородицы. Большая, красивая – над ней возвышались семь позолоченных маковниц с крестами.

        Звон церковных колоколов был слышен на всю округу. А позолоченные купола церкви были видны очень далеко. Со всей округи, жители близлежащих деревень, приходили в эту церковь. 17 марта 1935 года церковь Пресвятой Богородицы была закрыта и отдана под дом культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         До сих пор здание церкви сохранилось. И ни ветрам, ни людям не удалось разрушить удивительную кирпичную кладку церкви. В годы революции купола церкви разрушили, а здание долгие годы использовали под ремонтные мастерские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        17 июля 1922 года в совхоз прибыла колонна из 21 трактора (это были первые трактора на Урале) американского «Общества друзей Советской России» во главе с Гарольдом Вэром.

 

 

         Все в жизни имеет свое начало, так и село Черновское. Дата основания села примерно 1673 год. Первоначально – «починок на реке Сиве». В 1716 году уже село Ильинское (название по местной церкви Ильи Пророка), в 1719 году – «Ильинское, Черное тож». Современное наименование получило по речке Черная, правому притоку реки Сивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Троицкая церковь в селе была построена в 1803 году. Красивое, просторное каменное строение. Сто с лишним лет служила она черновскому люду: здесь венчали молодых, крестили младенцев, отправляли в последний путь умерших.

       В начале 20-х годов здание передано религиозному обществу «староцерковников». 21 апреля 1929 года церковное здание закрыли на замок, опечатали, выставили охрану. До наших дней здание Троицкой церкви не сохранилось.

       Каменная Церковь Святого Иоанна Милостивого воздвигнута взамен сгоревшей деревянной церкви в 1900-1901гг. Ширина ее 6 саженей 2 аршина, длина – 13 саженей. Вокруг нее ограда на расстоянии 8 саженей. Крыша храма покрыта железом. Освящена церковь 6 июня 1902г. епископом Иоанном.

      Церковь стоит в центре села, на самом красивом месте. В начале прошлого века храм был белоснежным, величественным, с колоколами, территорию храма и погоста при нем ограждала чугунная ограда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В середине 30-х годов прошлого века храм пытались уничтожить. Атеисты вытащили из церкви иконы, церковные книги, жгли их ночами, с маковок снимали кресты, пытались разобрать церковь по кирпичику, но из этой затеи у них ничего не получилось. Храм не сдался, хотя его пытались изуродовать с нескольких сторон.

       3 февраля 1938г. церковь Святого Иоанна Милостивого была закрыта. Здание церкви после закрытия использовали под склад зерна, называли его «голубинка».

        Юрково – село на речке Юрковка, приток Сосновы. Известно с 1782 года, как починок Юрков. Село с 1901 года.

       Деревянная Свято-Троицкая церковь была заложена в 1899 году на средства крестьянина И.Г. Куляпина и его сына Якова. Освящена 29 октября 1901 года. Первоначально была приписана к церкви села Большая Соснова. 31 мая 1914 года образован приход. С января 1930 года являлась не действующей, а закрыта была 19 июля 1932 года.

       До наших дней здание церкви не сохранилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        В июне 2013 года в селе Юрково произошло очень важное событие. Был освящен святой источник «Родник» в честь Святой Троицы. В этот день батюшка Николай выстроил поистине исторический крестный ход. С хоругвями, молитвенными песнопениями все спустились к роднику. Служится молебен на освящение.